http://matveevo.prihod.ru/novomucheniki_i_podvizhniki_blagochestija_razdel/view/id/1127854
Вышневолоцкая Голгофа. Священномученики Владимир Мощанский, Феодосий Болдырев, Виктор Воронов, Стефан Кусоков и преподобномученица Анастасия Платонова
Вышневолоцкая Голгофа.
В этом году Россия отмечает печальный юбилей одного из самых
страшных гонений на Русскую Православную церковь в своей истории.
Гонения 1937 г. стали не только одними из самых кровопролитных, но и
завершились закрытием подавляющего числа православных приходов Русской
церкви.

Игумен Никон Воробьёв в 1914 г. закончил Вышневолоцкое
реальное училище. После революции он несколько лет преподавал математику
в Вышнем Волочке, затем вернулся в ставший родным город уже монахом
после освобождения из лагеря в 1937 г. Здесь он прожил у врача вплоть до
первых лет Великой Отечественной войны, в этом время он подрабатывал в
городской больнице помощником врача.
Игумен Никон Белокобыльский – настоятель подворья
Киево-Печерской Лавры в Санкт-Петербурге, бывший келейник первого
священномученика Митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) после
освобождения из лагеря служил псаломщиком в Пятницкой церкви г. Волочка,
затем с открытием храма в с. Федово в 1943 г. был там чтецом, а вскоре
был поставлен туда же священником. Прослужил о. Никон в Федово до 1946
г. Предположительно в Федово он и скончался и был погребён на Федовском
кладбище, но не исключено, что его тело было перевезено и в Вышний
Волочёк на Пятницкое кладбище и погребено близ алтаря храма. Там же был
позднее погребён и другой Федовский священник Леонид Орнатский.
Мученик Михаил Александрович Новосёлов был так же связан с
Вышним Волочком. Здесь он не только занимался педагогической и
издательской деятельностью, но и в 1920х гг. будучи уже видным деятелем
Катакомбной церкви организовывал здесь одну из сессий подпольного
собора. Вполне возможно, что собор проходил в Николо-Александровской
церкви Вышнего Волочка, которая в то время была центром иосифлянского
движения. Со священнослужителями этого храма Михаил Новосёлов
поддерживал дружественные отношения и вёл переписку.
Центром трагических событий 1930х гг. в нашем городе стала
Вышневолоцкая тюрьма № 6 – современная женская колония. В застенках
тюрьмы не только пытали и допрашивали, но и расстреливали мучеников за
веру, тех, кто не отрекался от своих убеждений даже под угрозой смерти.
Кровавый след мучений приводит нас и на старое кладбище. Здесь в
безвестных тюремных могилах погребены те, кто отдал свою жизнь за
Христа: священномученики Владимир Мощанский и Виктор Воронов,
преподобномученики Феодосий (Болдырев) и Стефан (Кусков),
преподобноисповедница Анастасия Платонова и осуждённый вместе с ней
прихожанин Богоявленского собора Борис Алексеевич Малышев. Конечно,
немалая ещё работа предстоит по поиску документов, подтверждающих факт
захоронения на Старом кладбище этих священномучеников, ведь
расстреливали и хоронили тайно, не афишируя. Точно мы знаем о трёх
погребениях кладбища – священномученика Владимира Мощанского,
преподобномученицы Анастасии Платоновой и Б.А. Малышева. Но факт
существования тюремных захоронений на территории кладбища косвенно
свидетельствует о том, что и прочие священномученики, замученные в
застенках Вышневолоцкой тюрьмы были погребены тутже.
Священномученик Владимир Мощанский – единственный из
Вышневолоцких мучеников, имя которого не забыто. Его икона,
богослужебный требник и наперсный крест хранятся в Богоявленском соборе
Вышнего Волочка. О нём неоднократно писала газета «Верхневолжье
Православное», приводя фотографии не только из его семейного архива, но и
фото дома, где жил он в последние годы своей жизни, и фотографию его
родных.
Священник Владимир Дмитриевич Мощанский родился в с. Заборовье
Вышневолоцкого уезда (современный Вышневолоцкий район). Его отец –
протоиерей Дмитрий Константинович Мощанский служил в Заборовской церкви в
честь святых Апостолов Петра и Павла. Последние годы своей жизни он
служил в Преображенской церкви на Пятницком кладбище Вышнего Волочка.

Следующим местом служения о. Владимира стал храм Успения Пресвятой
Богородицы в с. Спасское Кашинского уезда. Здесь о. Владимир был
возведён в сан протоиерея. В 1924 г.
храм в с. Спасское был закрыт, а дом священника конфискован. После
закрытия храма о. Владимир переехал в родной Вышний Волочёк, где служил
внештатным священников в Пятницкой церкви и в городском соборе. По
городу батюшка, не смотря на разгар гонений, ходил в священнической
рясе, открыто выражая свою веру. За это следовали репрессии: в «Списках
лишённых избирательных прав» за 1931 г. значится и имя священника В.Д. Мощанского.
В Пятницкой церкви священник крестил младенцев, отпевал покойников,
служил панихиды на городском кладбище. После служения панихид от уходил
на пустое место, где не было могил и служил там особую панихиду. Так о.
Владимиру было открыто место его будущего погребения – не в семейной
могиле, а в тюремной.
Священник Владимир Мощанский был арестован 13 февраля 1938 г.
и заключён в Вышневолоцкую тюрьму. Обвинение, которое было предъявлено
священнику – антисоветская агитация, было полностью сфабриковано. Были
найдены свидетели, которые подтверждали разговоры о. Владимира, якобы
направленные против выборов в Верховный Совет и против Советской власти,
среди доказательств его виновности приводись его слова о то, что учёный
Павлов тоже верил в Бога и завещал перед смертью не разрушать храмы.
27 апреля было принято решение передать дело священника в суд. Суд состоялся 27 июня 1938 г. Прокурор требовал для престарелого священника семь лет заключения в исправительно-трудовой лагерь.
На суде священник заявил:
- В чём меня обвиняют – это мне понятно. Виновным себя не признаю в
том, что я говорил, но только не с целью агитации; сказал, что люди
учёные тоже верят в Бога. Больше я ничего не говорил. Виновным себя в
антисоветской агитации не признаю.
Требование прокурора судьями было поддержано. О. Владимир подал жалобу с просьбой пересмотреть приговор. 16 августа 1938 г. Специальная коллегия Верховного суда, рассмотрев дело, постановила, что приговор подлежит отмене.
Всё это время священник находился в Вышневолоцкой тюрьме. Камеры были
переполнены. Приходилось постоянно стоять на ногах. Все посылки, которые
ему передавали родные, о. Владимир раздавал сокамерникам. Видя
страдания престарелого священника заключённые возмутились, стали стучать
в дверь с требованием прекратить мучения о. Владимира. Но администрация
тюрьмы улучшить условия содержания священника отказалась. Так, не
вынеся тяжёлых условий заключёния, о Владимир скончался в Вышневолоцкой
тюрьме 7 сентября 1938 г.
А 15 сентября начальнику Вышневолоцкой тюрьмы были присланы копии
решения Верховного суда, но вручить копию священнику уже никто не мог.
О. Владимира погребли в тюремной могиле на Пятницком кладбище. О месте
погребения священника родственники узнали от начальника хозяйственной
части тюрьмы, которому батюшка стал являться во сне. Но в настоящее
время это место утеряно.
17 сентября 1937 г. в застенках Вышневолоцкой тюрьмы был расстрелян иеромонах Николо - Столпенского монастыря Стефан (Кусков).
В миру его звали Степан Иванович Кусков. Он родился 10 декабря 1870 г. в
г. Вышний Волочёк в семье владельца токарной мастерской. После
окончания школы он поступил в Николо - Столпенский монастырь, где нёс
послушание певчего. В 1898 г. он принял иноческий постриг.
6 августа 1937 г.
о. Стефан был арестован, как лицо без регистрации, и был заключён в
Вышневолоцкую тюрьму. Обвинение о. Стефану было предъявлено стандартное:
антисоветская агитация. Нашлись и свидетели – хозяйка дома, где жил о.
Стефан и председатель Белоомутовского сельсовета.
В обвинительном заключении значилось, что он «ведёт повстанческую
агитацию, систематически ведёт антисоветскую агитацию среди колхозников о
скорой войне и гибели советской власти». 13 сентября Тройка НКВД
приговорила иеромонаха Стефана к расстрелу. 17 сентября в застенках
Вышневолоцкой тюрьмы приговор был приведён в исполнение.
15 ноября 1937 г. в Вышневолоцкую тюрьму был помещён священник церкви с. Заборовье Виктор Воронов.
Жизнь этого священника с самого раннего детства была связана с Вышним
Волочком. Виктор Иванович Воронов родился 10 марта 1889 г. в городе
Вышнем Волочке. В 1923 г. он был рукоположен в сан священника к одному
из городских храмов. В это же время он подвергся аресту и был приговорён
к пяти годам заключения за неуплату налога. Отец Виктор обжаловал
приговор. И суд в виду того, что священник был действительно весьма
беден приговор отменил.
В 1930 г. о. Виктор переехал служить в храм села Заборовье
Есеновического района. Здесь он поселился вместе с женой Александрой
Фёдоровной и двумя сыновьями пяти и трёх лет. В 1936 г. власти снова
арестовали священника и обвинили в том, что он ведёт рождения и смерти
прихожан. На этот раз священнику пришлось заплатить штраф. Но на этом
гонители не успокоились. 15 ноября 1937 г. о. Виктор был заключён в
Вышневолоцкую тюрьму.
В чём обвиняли священника становится понятным из протоколов допроса:
- Следствие располагает материалами, что вы вели контрреволюционную агитацию, направленную против существующего строя.
- Контрреволюционную агитацию против существующего строя я не вел и виновным себя не признаю.
- Следствие располагает материалами, что в 1937 году вы пытались
устроить антисоветскую демонстрацию. Предлагаем дать откровенные
показания. 
- Антисоветской демонстрации я не пытался устроить и виновным себя в этом не признаю.
- Следствие располагает материалами и свидетельскими показаниями о
вашей попытке устроить антисоветскую демонстрацию. Предлагаем дать
правдивые показания.
- Я вторично утверждаю, что попытки с моей стороны устроить антисоветскую демонстрацию не было.
- Следствие располагает материалами, что вы распускали провокационные слухи о скорой войне и гибели советской власти.
- Провокационных слухов о войне и гибели советской власти я не распускал и виновным себя в этом не признаю.
- Следствие располагает данными, что вы без разрешения сельсовета ходите по домам и совершаете обряды. Признаетесь в этом?
- Я считаю, что для совершения обрядов в домах верующих разрешения местного сельсовета не требуется.
27 ноября Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Виктор Воронов был расстрелян 29 ноября 1937 г.
24 декабря 1937 г. в Вышневолоцкой тюрьме был расстрелян священник (по другим данным игумен) Феодосий (Болдырев) – настоятель церкви с. Афимьино Вышневолоцкого района.
Священномученик Феодосий родился 8 февраля 1868 г.
в с. Еланьколено Воронежской губернии в семье крестьянина Фёдора
Болдырева. Воспитание и образование он получил в монастыре, где и был
рукоположен в сан священника. В 1931 г.
в г. Ленинграде о. Феодосий был арестован и заключён в исправительно –
трудовой лагерь на три года. Вернулся из ссылки в декабре 1935 г.
24 декабря было составлено обвинительное заключение, 27 декабря Тройка
НКВД приговорила священника Феодосия Болдырева к расстрелу. Приговор был
приведён в исполнение в застенках Вышневолоцкой тюрьмы 29 декабря 1937 г.
19 ноября 1941 г. в Вышневолоцкой тюрьме № 6 скончалась известная в начале XX в. церковная писательница, первый биограф и духовная дочь о. Иоанна Кронштадтского монахиня Анастасия (в миру Александра Фёдоровна Платонова). В монашество мать Анастасия была пострижена в 1921 г.
в Санкт-Петербургском Иоанновском монастыре на Карповке будущим
священномучеником митрополитом Владимиром (Казанским). Вместе с ней в
Вышневолоцкую тюрьму были заключены её брат священник Симеон Фёдорович
Платонов, прихожанин собора Борис Андреевич Малышев, Мария Николаевна
Малышева, бывший ктитор собора Михаил Романович Данилов и певчая
соборного хора Валентина Николаевна Троицкая.
Священник Симеон Платонов – в прошлом один из лидеров Санкт-Петербурского Общебратского союза (1920 г.) приехал в Вышний Волочёк в 1937 г.
после отбытия заключения в Темниковском трудовом лагере. Здесь в Вышнем
Волочке жила сестра его супруги Софьи Харитоновны – Мария Харитоновна
Милюкова. Регистрации как служитель культа он не получил, и работал в
регистратуре городской больницы, в горкомхозе, сторожем дровяного склада
фабрики «Парижская коммуна». Служил регентом церковного хора в
Богоявленском соборе.

17 октября 1941 г.
она и ещё пятеро человек были арестованы и заключены в Вышневолоцкую
тюрьму. В качестве доказательства вины арестованных использовалась
рукопись с впечатлениями о Вышнем Волочке бывшего полковника царской
армии А.А. Давыдова, который останавливался в 1939 г. на квартире у Малышевых.
24 октября 1941 г. состоялось закрытое заседание Военного Трибунала войск НКВД по охране тыла Северо-Западного фронта.
- Какое наказание суд не определил, я остаюсь при своих убеждениях, моя
жизнь – это вера в Бога, - заявила на суде мать Анастасия.
Приговор был суровым: монахиню Анастасию, Малышевых и В.Н. Троицкую
приговорили к 10 годам ИТЛ с поражением в избирательных правах и
конфискацией личного имущества; о. Симеона Платонова и М.Р. Данилова – к
высшей мере наказания, с конфискацией имущества. 5 ноября 1941 г.
Военный трибунал после протеста прокурора Северо-Западного фронта
пересмотрел приговор. В отношении Платонова и Данилова он был изменён на
10 лет лагерей, в отношении остальных – оставлен в силе.
Не выдержав тяжести следствия и заключения, монахиня Анастасия
Платонова умерла в стенах Вышневолоцкой тюрьмы и была погребена в
братской могиле на Пятницком кладбище Вышнего Волочка.
Сейчас мы только начинаем осознавать всю полноту этой трагедии. Но к
глубочайшему сожалению, след репрессий как-то стал забываться на фоне
современных политических событий и проблем. И виной этому
государственная политика в отношении исследований этого периода. Если в
1990е гг. в архивы, где хранились расстрельные дела был открыт доступ
для всех исследователей, то до этого года в архив ФСБ можно было попасть
лишь по письменной доверенности родственников замученных
священнослужителей и мирян. Но где искать родных тех, кто погиб в
далёкие 1930е гг.? Судьба разбросала всех по разным уголкам не то что бы
России, но и целого мира. Задача невыполнимая. Как возможно найти
родственника расстрелянного монаха, ведь о семье его мы вообще зачастую
ничего не знаем.
Так и получается, что доступ исследователю к кровавым документам был
закрыт. Почему? Чего боялось наше внешне демократическое государство?
Разоблачения? Мести? В этом году наступил 75-летний срок давности на
документы 1937 г. Попасть в архивы стало проще. Но вот вопрос придут ли
туда исследователи, будут ли открыты миру имена новых священномучеников и
исповедников.
Поразительно, но факт, что прошедшие 12 лет от Тверской Епархии не был
канонизирован ни один священномученик или мученик! Память тех, кто
погибал, для того, что бы жила вера в Иисуса Христа и теперь блекнет,
судьбы их не изучаются. И лишь немногие из исследователей продолжают
собирать крупицы сведений о мучениках и исповедниках Тверской Епархии.
Но можно ли забыть те годы мучений, те невинные жертвы, замученные в
тюрьмах и лагерях? Забыть их – значит забыть свою историю, ошибки
прошлого…
Народ, не помнящий свою историю, лишён будущего!
Денис Ивлев, г. Москва – г. Вышний Волочёк, 2012 г.
Назад к списку
Комментариев нет:
Отправить комментарий